Довольно часто бытует заблуждение, что любая, примененная в грубой форме, информация, является речевым оскорблением и подлежит административному преследованию. Однако, как бы глубоко уязвленным не чувствовал себя человек, в адрес которого прозвучали обидные слова, как бы не осуждали общественные нормы хамское речевое поведение, правовая оценка произошедшего наступает только при наличии нескольких факторов.
Речевым оскорблением считается публично высказанная в адрес конкретного лица, вульгарная, бранная либо нецензурная лексика.
Вульгарная лексика игнорирует принятые в обществе правила культуры речи, демонстрирует низкий уровень культуры спикера, хотя и является уместной в ограниченном кругу своих людей (например, жопа, морда, сиськи, вынес мозг и т.д.).
Бранная лексика исключена из употребления в общественных местах, поскольку несет резкую негативную оценку адресата либо может употребляться безадресно. Такие языковые единицы как свинья, скотина, гнида, гад, считаются сквернословием, неуместны для употребления в публичном пространстве, но возможны в некоторых ситуациях, являясь следствием выплеска отрицательных эмоций в отношении какого-то лица, предмета, чьего-то действия.
В тоже время вульгарная и бранная лексика, безусловно осуждаемая нормами морали, но не являющаяся нецензурной, употребленная без упоминания нарушения человеком конкретных законов, моральных принципов (вор, мошенник), не может оцениваться судом с точки зрения действующего административного законодательства как правонарушение.
Нецензурная лексика принципиально не допускается к употреблению устно или письменно ни при каких условиях в общественном месте (при наличии окружающих). Современный русский язык относит к нецензурной лексике ненормативные обозначения мужского и женского половых органов, полового акта, женщин легкого поведения и все производные от этих слов языковые единицы. Хотя наедине с самим собой, выразить свое эмоциональное состояние (положительное или негативное), является допустимым.
Таким образом, для предъявления лицу обвинения в нанесении речевого оскорбления, лингвистическая экспертиза должна обосновать наличие в тексте информации в нецензурном виде о совершении конкретным лицом норм и законов, высказанной публично.