Наряду с изображениями, полученными посредством преобразования исходных изображений, объектами портретной экспертизы выступают самые различные носители, дающие непосредственную информацию о признаках внешнего облика человека, зафиксированных на фотоснимках и видеокадрах.
Нередко на исследование поступают художественные портреты, выполненные по определенным канонам жанра фотоискусства, предполагающим фиксацию объекта съемки в наиболее выгодном для него свете: в удачной позе, с выигрышным положением головы.
Пытаясь достичь максимально положительного результата, фотограф может применить фото трюки для создания эффектной композиции, использовать игру света и тени, скрывая недостатки внешности.
Именно эти факторы и могут в дальнейшем вызвать у эксперта наибольшие трудности при проведении портретной экспертизы, поскольку подобные портреты могут не в полном объеме отобразить отдельные элементы лица.
В отличие от специальных портретов, изготавливаемых по определенным способам отображения предмета, художественная фотосъемка не подчинена никаким установленным правилам. Движимый желанием придать облику максимальную привлекательность, фотограф может сгладить отдельные черты лица или совсем скрыть их с помощью различных приемов.
Особенно сложным объектом исследования становится портрет, изготовленный с близкого расстояния. На такой фотографии лицо человека зрительно искажается: деформируются его реальные пропорции, форма, черты, приближенные к объективу, становятся более крупными.
Невозможность сравнить фактические данные лица с подобным фотоснимком, может явиться причиной отказа от исследования либо дачи только вероятного вывода.